Helgi Avatara (goutsoullac) wrote,
Helgi Avatara
goutsoullac

Categories:

Валерий Скурлатов: Об нации и национализме

Оригинал взят у falangeoriental в Валерий Скурлатов: Об нации и национализме

http://falangeoriental.blogspot.com/2014/03/blog-post_4236.html

Прочел стенания журналистки-обозревателя газеты «Московский комсомолец» Юлии Михайловны Калининой насчёт обострения межэтнических распрей на постсоветском пространстве - «Национализм как запретная тема» (1 марта 2014, № 44 /26467/, стр. 1-2). Увы, распространенная ошибка — путать этническое с национальным. Этнос и нация — разные сущности. Этнос (народ) — это природно-исторически-культурная общность-популяция Gemeinschaft, живущая врожденными инстинктами и внушенными рефлексами, тогда как надэтническая нация — это Gesellschaft как форма самоорганизации экономически-самодостаточных и тем самым склонным к социально-политической субъектности низовых хозяев-собственников, руководствующихся собственным интересом.

Нация возникает тогда, когда взрастает «критическая масса» низовой субъектности и тем или иным способом берёт власть. Взяв Бастилию, французское надэтническое «третье сословие» (буржуазия) стало скандировать Na-tion, Na-tion! Нации Европы — это порождения европейской низовой субъектности, прорвавшейся в истоке Нового Времени (Модерна). В ареале проживания одного этноса может возникнуть произвольно много наций (пример — немецкоговорящие нации в ареале распространения немецкого этноса), и нация может объединять выходцев из произвольно многих этносов (пример - американская или бразильская нации).

Национализм — это надэтническая идеология модернистских социальных слоев, прорывающихся к субъектности. Такова идеология надэтнического Индийского Национального Конгресса, выражающего интересы молодой индийской национальной буржуазии, и аналогично идеология Национальной партии (Гоминьдана) в Китае. Идейно-политическими конкурентами националистов в обществах переходного типа (от домодернизированности-досубъектности к модернизированности-субъектности) являются с одной стороны радикалы-коммунисты с их максималистски-субъектным лозунгом «свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех», что приводит к утоплению здорового ребёнка реальной низовой субъектности в грязной воде реализуемой утопии, а с другой стороны контрсубъектная реакция этнократизма или традиционного радикал-конфессионализма (лидера индийского национально-освободительного движения Махатму Ганди убил индийский «бандеровец» журналист Натхурам Годсе).

При всех нюансах взамоотношений различных проявлений и извращений этнизма и национализма, включая «ночь длинных ножей» в гитлеровской Германии 30 июня 1934 года, когда поборники нацистско-имперского проекта Третьего Рейха вырезали этно-расистских немецких штурмовиков-«фёлькише» (Völk — значит «народ»), - традиционно-этническое путается под ногами модернизационно-национального и тем более экспансионистски-имперского, которое по определению выше узко-этнического. Нация, как и любая экспансирующая корпорация, вбирает в себя любых этников, способных эффективно служить империи, будь это империя Чингисхана или какого-нибудь нынешнего Гугла. Поэтому реакционный этнократизм, который сорняком пророс на обломках модернизационного красного проекта, врождённо враждебен национализму прогрессоров-модернизаторов, хотя некоторые представители нарождающегося среди этих обломков слабенького «третьего сословия» клюют на этническую обманку, которая представляется якобы «национализмом» - «русским», «украинским», «татарским», «чеченским» и т.п., а на самом деле реально предстает банальным ксенофобским этнозоологизмом.

Когда нет модернизационного проекта, сплачивающего низовых субъектников в нацию, то на первый план выходят различные клановые, племенные и конфессиональные досубъектные Gemeinschaft со всеми их типовыми экстримами вплоть до кровной мести, шахидства-терроризма и всяческого насилия над «чужими». Естественно, реанимируются «мифы племени» и для мобилизации «своих» вспоминаются давние обиды со стороны «чужих», которых, конечно, можно насчитать немало. И чем художественнее смакуются эти «обиды», тем яростнее реакция досубъектных против бывших «обидчиков», и начинаются межэтнические погромы, как мы наблюдали в Баку и в Фергане. И начинают гнать «русских», которых называют «колонизаторами» и «оккупантами», сколько бы добра эти «русские» ни сделали в прошлом, ведь не только зло исходило от них, - в истории добро и зло переплетены. Лишь совместная реализация модернизационного проекта преодолевает межэтническую ненависть, и вообще если есть порыв в будущее, то не комплексуют насчёт ран прошлого, не расцарапывают их. Я привожу пример с модернизирующимся Сингапуром...

... Зачем разжигать рознь, расцарапывая раны прошлого, вместо того, чтобы понять причины-поводы этих ран и последовать завету Иисуса Христа «предоставить мертвым хоронить своих мертвецов», а самим идти вперёд и возвещать Царствие Божье будущего. Кто старое помянет, тому глаз вон, но два глаза вон тому, кто забывает прошлое вместо того, чтобы понять его и знать суть минувших раздоров. Знать фактуру прошлого надо, но не проклиная её и не смакуя и не смеясь и вообще не предаваясь эмоциям, а понимая причины и суть.
Subscribe

  • Мои твиты

    Сб, 17:50: RT @ History_Ukraine: #ЦейДень 27.2.1831 - народився український живописець Микола Ге, майстер портретів, історичних і релігійних…

  • Мои твиты

    Пт, 16:05: RT @ History_Ukraine: #ЦейДень 19.2.1954 - Президія ВР СРСР прийняла Указ «Про передачу Кримської області зі складу РРФСР до складу…

  • Мои твиты

    Пт, 15:10: #GinaCarano Viva! Пт, 15:24: RT @ ZampolitGistapo: "Нам, пенсионерам, смотреть нечего" - на каналі "Наш" бабка, яка дивилася…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments