Helgi Avatara (goutsoullac) wrote,
Helgi Avatara
goutsoullac

Categories:

Еще раз об Иване Ефремове

10453446_745502038862976_8500881658233830139_n

Давно подмечено, что миры И. Ефремова и А. и Б. Стругацких хоть и «коммунистические», но «не марксистские», а «педагогические», с системой школ-интернатов в качестве базисного элемента и Учителем (именно так, с большой буквы) в качестве главного источника изменений [Anlazz. Ефремов и Стругацкие: о некоторых проблемах в воспитании… // http://anlazz.livejournal.com/57018.html]. Можно сказать, что «педагогические коммунизмы» И. Ефремова периода «Часа Быка» и А. и Б. Стругацких «Мира Полдня» – это миры «добрых людей», которые вдруг, по какой-то причине, стали сильнее «злых».

Однако, веры в людей и воспитание, утверждал автор «Часа Быка», естественно, недостаточно – «человекобожие» все время стремится вырваться наружу: «… Искоренение вражды и особенно лжи, накопившейся от враждебной пропаганды во время идейной борьбы века Расщепления, потребовало развития новых человеческих отношений. Кое-где случались восстания, поднимавшиеся отсталыми приверженцами старого, которые по невежеству пытались найти в воскрешении прошлого легкие выходы из трудностей, стоявших перед человечеством» (И. Ефремов, «Час Быка»). Также диктатор Торманса Чойо Чагас весьма рационально указывает, что необходимы жесткие методы контроля: «… Как могло случиться, чтобы ограбленная, истерзанная планета превратилась в дивный сад, а озлобленные, не верящие ни во что люди сделались нежными друзьями? Какие орудия, какие путы железного страха держат народы Земли в этой дисциплине?» (И. Ефремов, «Час Быка»). Никаким гангстеризующимся капитализмом на Тормансе и не пахнет, ибо в романе «Час Быка» не показано ни одного капиталиста, ни одного факта, свидетельствующего о том, что на Тормансе разрешено частное предпринимательство. Как раз наоборот, Торманс – это общество «партийного социализма»: «… Каждая ступень в иерархии Торманса выражалась в каком-либо мелком преимуществе – в размерах квартиры, в лучшем питании. Эвиза с удивлением наблюдала, с каким ожесточением люди боролись за эти ничтожные привилегии. Особенно старались пробиться в высший слой сановников, стать «змееносцами», где привилегии возрастали до максимума. В ход пускались и обман, и клевета, и доносы. Подкупы, рабское усердие и звериная ненависть к конкурентам – Стрела Аримана неистовствовала, отбрасывая с дороги порядочных и честных людей, умножая негодяев среди «змееносцев»...» (Иван Ефремов, «Час Быка»).

Торманс застрял в «Часе Быка», которым также пошла Земля героев «Туманности Андромеда» и «Сердца Змеи», хотя в эпоху последних («Эру Великого Кольца») и удавалось жестко его контролировать (см. подробнее нашу статью: "Тайна подвигов Геракла - Апология Ивана Ефремова" http://www.proza.ru/2014/12/06/342)… Но даже такой «контроль» в последующей «Эре Встретившихся Рук» (собственно героев романа "Час Быка") был расценен землянами как недопустимый.

Видимо, что осознать это человечество смогло, только узнав, что стало идеальным воплощением наивеличайшего греха – гордыни: «… В героях Ефремова столько гордости, что ее пора мерять килограммами или километрами – и воля гордая, и профиль гордый, и поступки все сплошь гордые… Ну вообще-то оно понятно – у тех, кто все время борется и покоряет, других чувств особенно не развивается. А те, которые развиваются, – с теми подлежит бороться» [Адамс, Ирина. «Туманность Андромеды» как мир агнийоговского будущего: попытка субъективного анализа текста // http://adamsnotes.net/?p=4203].

Именно прибывшие на Торманс из иной эпохи, уже не приемлющей гордыню, «охоту на быков », ссылки на острова Забвения и Матерей, принесли с Земли в своей душе Иную Весть. Сам И. Ефремов определял этих посланников как «Раджа-йогов», у А. и. Б. Стругацких они - "Странники", у М. Ахманова - "Носфераты" ("Старшие Братья"): «… Вспомним, – предлагает М. Ахманов, – что у Стругацких последняя история в «Полдне» называется «Какими вы будете» – в этой истории к Горбовскому является некий Петр Петрович из грядущего и кое-что об этом грядущем рассказывает. Так вот, он пришел из мира «Ливийца»… Напомню, что они отличаются от нас в той же степени, как мы – от неандертальцев, отличаются физиологически, умственно и нравственно» [Утопия сегодня: интервью с писателем-фантастом Михаилом Ахмановым. Ч. 1 // http://shraibman.livejournal.com/360452.html].

(с) Олег Гуцуляк
Tags: Ефремов, Стругацкие, фантастика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments