?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Олег

Олег

Об Истине язычества
Современность индивидом языческой (да и христианской) культуры воспринималась исключительно как необходимость «воспроизводства естественной субстанции без установки на её изменение», т.е. как потребность истины, мифологема которой связана с божеством солнца (неизменно заходящего и вновь восходящего) и ритуалом вокруг него: хатт. istanus «Бог солнца» / хетт. istanza «душа», «сам» < хатт. Estan «Бог солнца» ~ венгер. isten «бог» ~ аккад. isatu(m) «огонь» / аккад. isum «брат солнечного бога Шамаша, посол и советник богов попечитель людей» < шумер. izi «огонь» + dum «бог плодородия Думузи» (букв. dum(-uzi) «истинный (сын)»; «бог весны Таммуз»).
Миф о боге Думузи (Таммуза) аналогичен мифам об умирающем и воскресающем боге. В греческой передаче этот теоним выступает как Даозос, Даоннос, что дает основания полагать, что в ионийско-фракийской передаче он мог иметь форму именно как Диониса (прафрак. *Deiwos Nusas «Бога Нашего» ~ иврит. Элохейну «Бог Наш»), а в среде семитов претерпел «народноэтимологическое выравнивание» в Адонис (финик. dn «хозяин, обладатель» ~ иврит. Адонай «Господь»). Однако, собственно в Элладу Дионис-Адонис пришел в качестве двух разных этнических богов.
Для эллинов Дионис становится узнаваемым древним богом Вакхом (латын. Bacchus ~ дв.-инд. Bhaga «судьба, счастье, собственность» ~ ст.-слов. богъ [Трубачев О. Н. Из славяно-иранских лексических отношений // Этимология. 1965 г. – М.: Наука, 1967. – С.26] ~ др.-инд. bhaga «vulva», bhagya «сексуальное наслаждение» ~ фрак. bachos «одержим», «богатый», «быстрый» [Васильева М. Гора, бог и имя : о некоторых фрако-фригийских параллелях // Вестник древней истории. – М., 1990.– № 3. – С.98]. «… Познание Вакха есть радость. В трагедии именно это – основная тема хоров. Радость танца и пения, радость звучания флейты и веселья виноградных гроздьев, веселье Афродиты и радость Муз – такова жизнь, которая открывается для тех, кто, отказавшись от мудрости разумных, отдается Дионису в простоте сердца. Эта религия, обретающая радость в общении с природой, которая, согласно античному пониманию, не есть создание бога, но сама в целом божественна, эта религия для нас имеет определенное название: это язычество» [Боннар А. Греческая цивилизация: От Эврипида до Александрии / Перев. с фр. 2-е изд. – М.: Искусство, 1992. – С.63].
Считаем, что индоевропейское имя сына Громовержца имело в себе до-индо-европейский фонетический комплекс *es+*tan- (хатт. Иштану «бог солнца»), кодирующий определенную семантему (с последующим забыванием подлинного значения и народноэтимологическим объяснением):
Иасиос Танатос у греков
Езус Донн у кельтов
Ас Один у германцев
Аши Даена у иранцев
Вишну Адити у индусов
Ветус Оциум у римлян
Вециас Тевс у латышей
Авсень Таусень у вятичей
(Все)Вышний Тайный у славян
Сущность семантемы состоит в священном ужасе, и что чувство подчинения человека этой безграничной силе рождает утешение (укр. «розрада», греч. «миф», лат. «фабула») в высшем замысле (Dios noos как истолкование теонима Dionysos «Дионис»), в промысле (manteia) как присутствии Бога в мировом развитии на пути к Истине. «… Все это взятое вместе – наслаждения и горести жизни – и есть та ослепительная тайна, которая повергает нас» [Боннар А. Греческая цивилизация: От Эврипида до Александрии / Перев. с фр. 2-е изд. — М.: Искусство, 1992. — С.65].

Posted by Олег Гуцуляк on 4 апр 2018, 13:57

Latest Month

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner