Helgi Avatara (goutsoullac) wrote,
Helgi Avatara
goutsoullac

Categories:

О шудрах

Агатирсы якобы считаются родственниками скифов (Агатирс – брат Скифа и Гелона, по Геродоту) и в своё время также осуществили военную экспедицию в Северную Анатолию[1], в Пафлагонию. Вероятно, что сообща с некоторыми анатолийсими племенами некая часть энетов перешла не на северо-запад, в Адриатику и Нижнюю Саксонию (а оттуда на восток, ассимилировав пшеворскую культуру), а на северо-восток, в Северное Причерноморье, где становятся предками или киммерийцев («...сопоставима адыгская народность «чемгуй» («кемгуй»), название которой раньше произносилось «к1эмыргуей» (кемиргой). Э. Спенсер писал, что сами чемгуи произносили свой этноним как «кемиркуа» (kemirqua). Первое упоминание о чемгуях в русских летописях относится к 17 в., в турецких – к 15 в., по записям адыгского историка Шоры Ногмова князья Кемиргоя фигурировали в 10 в., арабские источники зафиксировали народ «Кимари» в одном ряду с Славянами, Русами, Хазарами в 8 в. А Дионисий Периэгет во 2 в. н.э. поместил киммеров между синдами и керкетами, т.е. примерно в районе современного Новороссийска» [Савойский А.В. Малая Азия и Кавказ в древности // http://djeguako.narod.ru/kbr/hatti.html]), или скифов-«георгоев» (Геродот, ІV, 18, 53), которые, по В.И. Абаеву, сами себя называли gauvargā – «разводящие скот» [2].
В связи с агатирсами и венетами интересным для нас есть свидетельство Геродота о том, что агатирсы любят наносить на тело татуировку и что она, её плотность говорят об уровне знатности, священности. Это наталкивает вспомнить свидетельство Ибн-Фадлана о том, что русы наносили на тело татуировку «от края ногтей к шее». Кроме того, агатирсы красили (picti) в синий (πελιος) цвет волосы, что, возможно, является, наследием праиндоевропейской древности  (и-е. *śoer “темный цвет” > перс.  xval (< *suer-d- “копоть”), согд. хwrn- “цвет”, “краска”, др.-инд. varna “цвет” (> “каста, ранг”), авест. χar∂nah “фарн”, осетин. дигор. xoārun “раскрашивать”, xoāræn “цвет”, др.-иран. *hvāra; латин. sordēs “грязь”; гот. swarts “чорный цвет”, др.-англ. sweart,  др.-верх.-нем.  swarz , нем.  schwarz “черный”; др.-ирланд.   sorb “грязь”, а также: и.-е. *mel- : ст.-греч. μηλας, латыш.  melns “черный”, литов. melsvas “синеватый”, латин. mulleus “красноватый”; герм. *mēl-a-n “пятно, знак, примета”: гот. mēla  “знаки”,  др.-исл. māl “примета”, др.-англ.mæl, дв.-сакс., др.-верх.-нем.   māl “точка, пятно” ~ индуистское “тилак”), ведь в индоариев синий цвет сохранил значение символа варны шудр, к которой ранее относились все земледельцы[3] (ср.: брахманы — белый, кшатрии — красный, вайши — желтый).
«Артхашастра» засвидетельствовала также традицию, по которой необработанные или заброшенные земли заселяли сперва земледельцы-шудры (sūdrakarsaka, где karsaka – «земледелец»)[4]. Это не удивительно, так как в условиях колонизации на новом месте необходимо было сообща строить укрепленное поселение, осваивать земельные угодья, налаживать отношения с туземцами и т.д. Это давало результатом к вытеснению на второй план сословных норм, отделенности, что существовала на родине между разными родами и профессиями. Не удивительно, что позже прибывшие из индоарийского мира на новые земли, обнаружил такое недопустимое в нормальных условиях смешение, отчуждались от первопроходцев, объявляли их «неприкасаемыми», а себя – «благородными» (индо-иран. arya, их земля – Airyanam; ирл. aire «вождь», «знать», boaire «собственник большого рогатого скота», airig «свободные, имеющие право избирать короля», Eire – «страна благородных»; хетт. ara – «свободный»;  др.-сканд. arjoster, др.-сакс. ir – «знать»,  др.-сакс. Irminsul – «дерево-идол родоначальника саксов Ирмина», irmintheod – "человечество" < "арийский народ"; ст.-грец. aristos – "лучший", откуда «аристократия» – «власть лучших»). Ашвины как покровители переселенцев и путешественников рассматриваются «Махабхаратой» как шудры средь богов (Маруты — как вайши, Адити – как кшатрии, Ангирасы – как брахманы) [5].
Единственное спасение «неприкасаемых» было в опять новом переселении на новые, неосвоенные земли. Возможно, что такие «синие» – энеты/агатирсы/аротеры после Троянской войны перешли из Анатолии на Балканы, осваивая  новые пути: нім. Bahn «путь, дорога», укр. багно «болото, топь» < «торфяное болото» < «местность, свободная от растительности и деревьев вследствие разложенного костра», др.-исланд. sorb / sorp / др.-ирланд.   sorb «грязь» > сорби, сербы «первопроходцы; колонист»”[6] (ср.: с англ. man «человек» можна сопоставить также церк.-слов. тимено «редкая грязь» (рус. тина) , греч. πυθμην «земля» (ср.: др.-инд. pu-man «человек», латин. puer, pubes), чешск. kmnem «племя, древо рода», ср.: ирланд. cnaim «нога, ляжка», латишск. nams «дом» (букв. «то, что отапливается», типологически ср. др.-рус. племя, но пламя), лат. mensis, англ. moon (типологически ср. лат. luna < lux), ирланд. men «пыль», mionn «клятва», бретон. mon «навоз» < «огонь», укр. мну, словен. monem «тееть», ирланд. men «мука», др.-инд. carmamna «дубильник, кожемяка», прус. mynix «дубильник»[7]; а также: лат. via «путь, дорога», др.-инд. vēti «преследует», др.-англ. wœðan «бродить», wœdl «бедный» и др.-англ. widl «грязь», др.-верх.-нем. widillo «расслабленый; слабый», ирланд. fiothal «карлик», др.-инд. vetala «демон», «житель кладбищ», лат. vatius «кривой», др.-верх.-нем. wadal «волнующийся», «непостоянный», ср.-верх.-нем. wadel, wedel «волноваться», wadalari «сволочь, скиталец» (> vandili, wandali, wendel, wentil «вандалы», германское племя), др.-инд. daridra- «скиталец»   >  «бедняк» ~ dardani, «дарданы, дарданцы»иллирийское племя, переселившееся в Косово из Троады (вождем дарданов под Троей был Акамант, сын энетского правителя Антенора); чешск. chudy «бедный», укр. худий < др.-инд. ksud «нарушать (нормы социума), бить, крушить (социальные установления)», rsudra «маленький»[8], санскр. çūdrá «шудра, человек из низшей  касты, созданный из пыли (!) стоп Пуруши»).
Здесь целесообразно вспомнит мнение О.Н. Трубачева о том, что прародина славян на среднем Дунае связанна с «болотом»: озеро Балатон и город Блатьнь градъ возле Малого Балатона, а также ср. слав. «болото» с фракийской глоссой pala «болото, трясина», латин. palus «озеро»,   алб. baltё «грязь». Сам топоним Паннония также толкуется как «болотная»: фрак. pani, прус. pannean «болото», гот. fan «тина». Кроме того, собственно непонятное происхождение древне-греческого «варвар» (barbaros) может иметь удовлетворительное объяснение как жителя Иллирии: иллир. barbis «болото» (в топониме Metubarbis «Между болотами» > укр. Медоборы), чему тождественны санскр. barburam «вода», грец. borboros «слизь», албан. berrak «болотный грунт». Над обиталищем славян, по нашему мнению, иронизирует Иордан: «У них (славян) болота и леса вместо городов» (т.е. названия городов имеют связь с ландшафтом).
Также важно сравнить норв. sørpe «слякоть, грязь, болото, топь» > слав. «српи» – самоназвание сербов как поселенцев в Паннонии «Стране болот» (фрак. pani, прусск. pannean «болото», гот. fan «ил»; укр. «багно» «болото, топь» < «торфяное болото» < «местность, свободная от растительности и деревьев вследствии разложения костров»).
Также в Паннонии римские источники отмечают племя с понятным для нас именем «озериаты». Озериаты исчезают с завоеванием Паннонии римлянами. В отличии от их соседей анартов и таврисков, которых Птолемей отметил в Дакии, озериаты исчезают навсегда из источников, но, вероятно, они ушли дальше Дакии и поменяли имя. Славянские по звучанию гидронимы римские источники отмечают в соседних с иллирийскими трибаллами и Паннонией районах Дакии.  Все это как нельзя более согласуется с летописным преданием о происхождении славян из Дунайской низменности.




[1] Доватур А.И., Каллистов Д.П., Шишова И.А. Народы нашей страны в «Истории» Геродота. — М.: Наука, 1982.  — С.347.
[2] Раевский Д.С. Ранние скифы: Среда обитания и хозяйственно – культурный тип // Вестник древней истории. – М., 1995. — №4. – С.89.
[3] Гамкрелидзе Т.В., Иванов В.В. Индоевропейцы и индоевропейская прародина. – Т.2. – С.820.
[4] Заседателева Л.Б. Терские казаки (середина XVI – начало XX в.) : историко-этнографические очерки. М.: Изд-во МГУ, 1974. – С.23-24
[5] Кошеленко Г.А. Ранние этапы развития культа Мифры // Древний Восток и античный мир: Сб.стт., посвящ. проф. Вс.И. Авдиеву. — М.: Изд—во МГУ, 1972. — С.82.
[6] Сербская народная песня об уходе сербского народа из северной Индии (из-за болезни и засухи, т.к. не шли дожди три года): "Како нећу сузе прољевати, Кад ја идем из земље Инђије, Из Инђије из земље проклете? У Инђији тешко безакоње... Кум свог кума на судове ћера... Те не паде дажда ни облака, Плаха дажда, нити роса тиха... И не роди вино ни шеница, Ни за цркву часна летурђија; Пуно време за три годинице, Црна земља испуца од суше, У њу живи пропадаше људи, А Бог пушта страшну бољезану, Бољезану страшну срдобољу, Те помори и старо и младо...". В «Ригведе»  упоминается в 32 гимне великан "Србинда". "Србин" на сербском значит "серб", а "Србэнда" –"больше чем серб" или "серб с которого нужно брать пример" (этот термин до сих пор очень часто применяется, когда говорят о заслуженных сербских деятелях и героях).
[7] Маковский М.М. Удивительный мир слов и значений: Иллюзии и парадоксы в лексике и семантике. – М.: Высш.шк., 1989. – С.22.
[8] Маковский М.М. Удивительный мир слов и значений: Иллюзии и парадоксы в лексике и семантике. – М.: Высш.шк., 1989. – С.38.
Tags: арии, арийцы
Subscribe

Posts from This Journal “арии” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments