goutsoullac

Categories:

Мой комментарий к «Месть Аполлона» от sergeytsvetkov

Считается, что имя Аполлона и Аплу происходит от вавилонского «аплу» (aplu) – «сын» (видимо, оно попало в эламский язык как apli «наследник»; передавалось шумерограммами DUMU «сын» и TUR «маленький»), титула, данного вавилонскому богу богу чумы, войны Нергалу, сыну верховного бога Энлиля. Но из-за наличия в вавилонском языке близкого по звучанию к aplu слова abullu – «ворота», его носителю приписали и функцию стража ворот.
Нергал – олицетворение губительной силы палящего солнца, персонификация планеты Марс-Цальбатану.
Ипостасями Нергала были:
– Нинурта, бог войны и земледелия (олицетворение планеты Сатурн),
– Пабильсаг бог-стрелец (олицетворение созвездия Стрельца),
– Гугаланна (шум. Gú-gal-an-na «дикий бык Ана»), супруг и брат владычицы преисподней Эрешкигаль,
– Ниназу (шум. Nin-a-zu «господин врач»), бог-целитель,
Популярныке эпитеты Нергала: «Царь изобилия» (шум. Lugal-ḫe2-ĝal2), «Изобильный шквал» (шум. U4-ḫe2-ĝal2) и «Царь финиковой пальмы» (шум. Lugal-gisgišimmar; обряды в его честь проводились с пальмовой ветвью в руке).
Этимология имени Нергала не ясна, она семитского происхождения и впервые появляется в период III династии Ура, ХІІ-ХХІ вв. до н.э. Аккадское написание имени – GIR3.UNU.GAL, но в гимнах Шульги III династии Ура и в старовавилонских текстах зафиксирована замена первого знака на PIRIG (шум. «лев»). Например, ипостась Нергала Нинурта изображается со скипетром с двумя львиными (или пантер) головами. Также имя Нергала передавалось логограммой U.GUR и написаниями EN.URU.GAL «владыка большого дома», NE.URU.GAL «Свет великого Ура») Считается, что семито-аккадский бог Нергал слился с шумерскими богами – чумы Эрра (Ирра), имя которого аккадцы стали использовать как эпитет Нергала. Кроме того, по звучанию теоним Нергал близок идеограмме NIR.GAL2 «мощный, могущественный», которой хетты передавали на письме имя царя Муваталиса, происходящее из muṷattalli- «могущественный» (заимствовано в аккадский как muttallu «благородный, гордый»).
Нергалу был посвящён IX месяц – «кислиму» (ноябрь-декабрь), передававшийся шумерограммой GAN.GAN.E3 (шум., предположительно: «выход Убийцы»): считалось, что в это время владыка преисподней покидает своё обиталище и выходит на землю, источая мрак и максимально сокращая световой день . В одном из эзотерических текстов касситского периода (известен в записи парфянского времени), говорится, что в момент выхода из преисподней этот бог тождественен солнцу (Шамашу): «От 18-го таммуза до 28-го кислиму 160 дней; в день 18-го таммуза Нергал спускается под землю, а 28-го кислиму поднимается, Шамаш и Нергал суть одно» . Как известно Аполлон (Феб) также отождествлялся с солнцем, при том что греки почитали и отдельно бога солнца Гелиоса.
То, что Аполлон был связан с лебедями, волками и северной страной Гипербореей, может быть объяснено тем фактом, что Нергал иногда ассоциировался с крупным созвездием «Демон с Разинутой Пастью» (шум. mulUD.KA.DU8.A), включавшим звёзды современных Лебедя, части Цефея и некоторые другие; созвездие также именовалось: «Пантера» и «Рычащий (демон)». Фигура созвездия передавала монстрообразное существо с чертами пантеры, льва и птицы; оно имело два лица (по-видимому – человеческое и львиное), руки, крылья, а также упоминаются также: Корона (α Cep) признак божественного статуса. Известен также текст с пожеланием благополучия ассирийскому царю: «[Демон с Рази]нутой Пастью, Нергал, да укрепит твои основания, всех врагов твоих / […] да ввергнет в недовольство!» . Один из приближенных вавилонского царя Навуходоносора, «начальник магов» («равмаг»), участвующий в завоевании Иерусалима (Иер. 39:3,13), носил имя Нергал-Шарецер (аккад. Нергал-шарри-уцур, «Нергал, охрани царя»).

Посмотреть обсуждение, содержащее этот комментарий

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded