goutsoullac

Category:

МАГАН - ДРЕВНЯЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ ОМАНА

Посредником между Шумером и Мелуххой (Индской цивилизацией) в ХХІІ в. до н.э. была страна Маган (Макан), локализируемая в районе Омана и упоминаемая в месопотамских источниках с 2300-х до 550-х гг. до н.э.: «… корабли Магана, используя муссонные ветры в июле, плыли к берегам Инда, куда юго-западный муссон в этот период направляет любое судно, а в декабре обратно, причем северовосточный муссон (на этот раз) даже небольшой силы (2-3 балла) неизбежно относит суда к Аравийскому морю. Эти естественные условия не могли не заметить первые мореплаватели из Магана, Мелуххи и Шумера (ср. легенду об Адапе, поломавшем крылья южному ветру)»[i]. Маган был источником меди (с никелем; в Северном Омане обнаружено 44 древних рудника, из них 3 датируются III тыс. до н.э.; только на одном участке, Ласайле, было подсчитано, что в кучах шлака содержится около 100 000 тонн материала; также обнаружены в погребениях похожие на найденные в шумерском Уре вещи, а также возде Ласайле – сооружение, напоминающее месопотамский зиккурат, и такой же был обнаружен в Бахрейне[ii]). Вторым материалом, доставляемым из этой страны, был диорит, и именно из одного из них создана знаменитая скульптура сидячего энси Лагаша Гудеа, а нa глыбe диорита были выceчeны скульптура и cвoд законов Хаммурапи. В 1980-х гг. были сделаны важные археологические открытия в Рас-эль-Джинзе, расположенном в самой восточной точке Аравийского полуострова, демонстрирующие связи цивилизации долины Инда с Оманоми Ближним Востоком в целом.  Сам Маган торговал не только с Шумером и Индией, но и с Ираном и Бактрией.

Аккадские правители Нарам-Cуэн и Маништушу воевали с 32 вельможами Магана, в частности Нарам-Cуэн (Нарам-Син; 2237-2200 гг. до н.э.), «царь четырёх сторон света» («шар кибрат арбаим»), дал аккадский титул «малек» побежденному правителю Магана Маниуму (Манну-данну) и с тех пор этот титул сохранился в арабском языке для обозначения царя – «малек»[iii], а такжне назвал в его честь один из месопотамских городовМаниум-Ки.  Именно Нарам-Суэн впервые сам объявил себя богом и потребовал своего культа. Перед его именем в текстах ставили изображение звезды, идеограмму, обозначавшую слово «бог», которая на шумерском языке читалась как «дингир», а на аккадском как «илу». Таким образом, царь подобно, древним полумифическим царям Лугальбандеи Гильгамешу с их могущественными заграничными походами стал богом, ведь Нарам-Суэну приписывается покорение Дильмуна (остров Бахрейн) и совершение похода в Мелухху (западная Индия), причём там ему сопротивлялись 17 царей. В обнаруженной в Омане клинописной надписи (640 г. до н.э.) новоассирийского царя Ашшурбанипала упоминаются эмиссары, посланные царем по имени Паде (Pade), который проживает в Изки (Izki) на земле Каде (Qade).

Поскольку в некоторых шумерских табличках 2000 г. до н.э. постоянно упоминаются вместе «Дильмун и Маган» как «страны за пределами нижнего моря», а Дильмун, который на протяжении веков выступал посредником в торговле медью между Шумером и Маганом, – это Бахрейн (или с обнаруженными на нем следами посредничества медью остров Умм-ан-Нару входа в гавань Абу-Даби), то Маган следует искать далее на юг.  Так, Ранаджит Пол утверждает, что маганский царь Маниум, также известный в вавилонской хронике царей как Манну-данну,соотносится с упоминаемым в индийской традиции Ману, первым царем-жрецом и спасшимся от всемирного потопа с помощью Рыбы (Матсья), аватары Вишну, а  сам Маган является древней Магадхой[iv] (но она находится на берегу Бенгальского залива) или Белуджистаном (называемый также в древности как «Макран»)[v]. Оманская долина, где обнаружен зиккурат месопотамского типа, имеет название Арджа (Арья, Arja)[vi], что явно намекает на самоназвание представителей цивилизации Индии («арии» – «благородные»). Вероятно, цивилизации Инда и Шумера могли основать совместную обширную колонию-факторию для нужд морской торговли и добычи медных руд.

До-арабские топонимы в Омане, такие как Бидбид (Bidbid), Изки (Izki), Шухар (Ṣuḥar) и Ибри (ʿIbri) представляют остатки языка древних жителей Омана. 

Существует версия, что или из-за климатических или политических катаклизмов, или ища более выгодные торгово-экономические позиции, население Магана переместилось на территорию современного Йемена, в регион Майн (Main), где основало в XIV в. до н.э.  Минейское царство (Minaean)[vii]. Его вассалами считалисьбиблейские мадианитяне, давшие приют пророку Моисею, но затем истребленные евреями (Чис. 25:17; 31; Суд. 7:19). Главными городами были Иасиль (Yathill; современный Баракиш) и Карнаву (Qarnawu; возле современного Майна). Экономика основывалась на земледелии и торговле благовониями (ладан и мирра) между Индией, Восточной Африкой и странами Средиземноморья и Египта. По мнению ученых, именно маинцы владели караванным путем через Западную Аравию и основали такие города как Бакка (ныне – Мекка) и Ясриб (ныне – Медина) и освоили оазис Ал-Ола. В VII в. до н.э. Сабейское царство поглотило Майн. Только примерно в 400 г. до н.э. минейцы смогли объединиться с хадрамаутами и освободиться от прямого правления сабеев. В IVв. до н.э. и Маин, и Хадрамаут управлялись одной и той же семьей, близкие отношения, которые снова разорвались, вероятно, во второй половине того же века (около 350-300 гг. до н.э.). Царство достигло своего золотого века в III в. до н.э., когда оно смогло распространить свое влияние по всей «Ладанской тропе» благодаря завоеванию Наджрана, Асира, Хиджаза и Дедана. В конце II в. до н.э. царство попало под власть Катабана, затем Сабейского и Химьяритского царств.

Считается, что созданная по приказу лагашского правителя Гудеа статуя Нингирсу была доставлена в Маган, затем перенесена в Минейское царство и известна в арабских преданиях как «идол Хубала (Хубаля)» (Hubal; от семит. «хуа» – «он» + «баал» – «хозяин, владыка»), доставленный в Аравию неким Амр ибн Люхаем (букв. «князем Лагаша»), затем некий Хузайма ибн Мудрика ибн ал-Йа’с ибн Мудар перенес его в Мекку и установил в Каабе. Исламский богослов и историк Мухаммад ат-Табари в своей «Истории пророков и царей» (1:157) сообщает, что пророк Мухаммад был принесён к идолу в младенчестве своим дедом Абд аль-Мутталибом. По описаниям, идол представлял собой статую человека из красного сердолика (но это мог быть оманский диорит с розовыми вкраплениями) с золотой правой рукой (якобы у статуи была рука отломана и в Аравии сделали золотую)[viii]. Из-за близости к иврит. «юбал» – «река, ручей Хубала стали считать богом дождя, а самого Хубала отождествляли с библейным Иувалом, сыном Ламеха и изобретателем музыкальных инструментов, первым музыкантом («отец всех играющих на гуслях и свирели»; Быт 4:21).

Тот факт, что хранителями Мекки, основанное майнцами, было арабское племя курейшитов (араб. quraysh, kuraish означает«кит / акула / крупная рыба») дает основание предположить, что оно – омано-индийского происходжения, из Магана с его правящей династией Манну (Маниум), происходящей от поклоняющейся Вишну в облике аватары Рыбы (Матсья) династии Ману Вайвасвата, у которого был второй сын Каруша (Karusha; вариант – Tarusa), ставший основателем рода кшатриев, защищавших традицию в северной части мира, основавших царство Каруша на западном морском побережье и в центральной Индии, а затем обитавших в горах Виндхья[ix]. В «Махабхарате» карушиупоминаются как союзники и данники Пандавов. Также одно из западно-индийских племен называлось «карушака» (karushaka) и было связано с кланом асур Кродхавеша (krodhaveshas).Считается, что армянское имя «Каруш»является производным от имени «Карапет» – «предводитель, предшественник, предтеча», но, вероятнее, это поздняя, народноэтимологическая привязка двух имен.

По данным генетики племя курейш (курайш) принадлежит к индоевропейской гаплогруппе R1a, которую носят среди арабов около 9% мужчин, в то время как у высших каст в Индии эта Y-гаплогруппа R1a достигает 72% [Клёсов А. Придётся выйти за пределы археологии и лингвистики // http://pereformat.ru/2013/02/proiskhozhdenie-slavyan/], хотя у самого рода Аднана, к которому принадлежал пророк Мухаммед,ведущий своё прямое родство от Измаила, сына Авраама, – семитская Y-гаплогруппа  J1-L859.

[i] Кифишин А. Географические воззрения древних шумеров при патеси Гудеа (2162-2137 гг. до н.э.) // Палестинский сборник : Памятники письменности и литературы Ближнего Востока. – М.-Л. : Наука, 1965. – Вып. 13 (76). – С. 82.

[ii] Lawton, John. Oman - The Lost Land // Saudi Aramco World. – 1983 (May/June). – P. 18-19. – https://web.archive.org/web/20141026093658/http://www.saudiaramcoworld.com/issue/198303/oman-the.lost.land.htm

[iii] Tosi, Maurizio. The Emerging Picture of Prehistoric Arabia //  Annual Review of Anthropology. – 1986. – Vol. 15. – P. 461-490. – https://www.annualreviews.org/doi/pdf/10.1146/annurev.an.15.100186.002333

[iv] Pal, Ranajit. Non-Jonesian Indology and Alexander. – New Delhi - London : Minerva Press, 2002.  – P. 37.

[v] Lawton, John. Oman - The Lost Land // Saudi Aramco World. – 1983 (May/June). – P. 18-19. – https://web.archive.org/web/20141026093658/http://www.saudiaramcoworld.com/issue/198303/oman-the.lost.land.htm

[vi] Lawton, John. Oman - The Lost Land // Saudi Aramco World. – 1983 (May/June). – P. 18-19. – https://web.archive.org/web/20141026093658/http://www.saudiaramcoworld.com/issue/198303/oman-the.lost.land.htm

[vii] Hommel, F. Ethnologie und Geographie des alten Orient.– Munich : C.H. Beck's Verlagsbuchandlung, 1926. – S. 550, 578.

[viii] Хишам ибн Мухаммад аль-Калби. Книга об идолах (китаб аль-аснам ) / пер. с арабск., предисл. и примеч. Вл.В.Полосина ; отв. ред. П. А. Грязневич. – М.: Восточная литература, 1984. – http://www.vostlit.info/Texts/rus12/Kalbi/frametext.htm

[ix] Misra, V.S. Ancient Indian Dynasties. – Mumbai : Bharatiya Vidya Bhavan,  2007. – P.48.


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded