Categories:

Родовод богов тибетской религии бон-по

Как говорит Б.И. Кузнецов, сами бонские божества обнаруживают тождественность богам иранского пантеона[i].

Например, «Мудрый Бумкхри» (Sangs-po `Bum-khri) Шенлха Окар (Одкар) – божество высочайшего сострадания, представляет аспект ясности и совершенства пробужденного ума. Он изображается в медитативной позе в церемониальном костюме самбхогакая, а руки сложены в мудре медитации. Он восседает на троне, поддерживаемым снежным львом, что символизирует победу над страхом. Благодаря его состраданию и возникают учение и практики Бон-по, призванные помочь живым существам на пути к освобождению. Символами Бумкхри были орел и зубчатая корона, аналогично тому, как Ахура Мазда  («Мудрый Господь») изображался в виде диска с орлиными крыльями и орлиным хвостом, а голова украшена зубчастой короной(считается взятой из изображений ассирийского бога Ашшура и ханаанского Баал-Шамина).  Вторая часть в имени бога Бумкхри – это ’xwr < ahura «Ахура». Китайцы называли главного бога Тибета Асюло, т.е. «Ахура». В тюрко-алтайском шаманизме он – «…Верховным богом был Кайра-Кан. Из него путем эманации возникли три высших божества: Бай-Ульгень, Кысаган-Тенгере, Мерген-Тенгере. Сам Кайра-Кан жил на семнадцатом слое неба и был выше всех». 

Верховный бог бон-по – бог-жрец (lha-gshen) «Всеблагой» (kun tu bzang po; Кун тубзанг по, Кунту Зангпо, Кунтусанпо), который имеет ещё и названия «Солнце Сострадания» (Thugs rje nyi ma), «Царь Сострадания» (Thugs rje rgyal po), «Царь творения» (Kun-byed rgyal-po, Кунджед Гьялпо). Он – единство всеобъемлющей сферы и изначальной мудрости абсолютной истины. Изображается обнаженным в медитативной позе с телом синего небесного цвета.  Он – один из девяти братьев, рожденных Бумтри Санпо Логи Кесаном и Кунту Сангмо Сатриг Эрсанг.
Но также есть еще один верховный бог в бон-по, еще один из девяти братьев, рожденных Бумтри Санпо Логи Кесаном и Кунту Сангмо Сатриг Эрсанг, – бог-жрец (lha-gshen) «Белый свет» (`Od-kar), «Царь Бытия» (Srid-pa'i rgyal-mo), «Великий Тайный Царь» (gSang mchog rgyal po), –  это Солнечный Митра (др.-инд. Mitrá, авест. Miθra «дружба», букв. «то, что связывает»; согд. Миши, элам. Мишша, ср.-перс. и парф. Михр, бактр. Миуро, кушан. Миоро, армян. Мгер, эфтал. Михар). Митра имеет также иногда эпитет «ахура». В бон-по его символом-троном считается белый бык, который, как известно, в митраистических мистериях, является жертвой «Долженствования». Он и Кунту Сангмо в ипостаси Сридпа Гьялмо являются родителями Салвы (Шенраба).  Параллельно с именем «Белый свет» тибетцы-буддисты используют имя Пехар (dpe har, pe kar, dpe dkar), производное от средне-персидского произношения имени Митры – «Михр». По преданию, когда распространитель буддизма Падмасамбхава прибыл в Тибет в VIII в., он подчинил всех духов класса «гьялпо» и поставил их под контроль Гьялпо Пехара, который обещал не наносить вред никаким живым существам и был сделан главным духовным хранителем Тибета во время правления Трисонг-Дойена. В XVII в. Пятый Далай-лама сделал его защитником Нечунгского монастыря. Супруга Пехара – Дуза Минкар (Düza Minkar, bdud gza smin dkar). Одкар-Пехар почитается и как Великое божество Сидпа Триод (Срид-па Гьялмо, Srid-pa'i rgyal-mo «Царь Бытия»; Санг-Мчог, gsang-mchog «Высочайшая Тайна», Сангчог Гьялпо, gSang mchog rgyal po; он же – «Белый Свет», Одкар). Он покоится на троне из двух больших быков, и украшен хрустальным светом. Образ божества как Сангчог Гьялпо проявился в скальной пещере и люди, подымаясь в нее, видели мандалу, сотворенную из золота и драгоценных камней. Не смотря на время, эта мандала остается неразрушимой даже до сих пор, и находится в укрытии.
Сидящая на львином престоле бонская богиня Кунту Сангмо (Сридпа Гьялмо), «мать вечной сферы» и «царица вод»,  небесная мать Шенраба и его братьев, поскольку её шангшунгское имя – Сатриг Ерсан (Sa-trig Er-sangs) – это Шутрук, эламский эквивалент иранской богини вод Ардвисуры Анахиты(где «анахита» – «непорочная, чистая»,тиберским переводом которого и есть «ерсан» – «чистая»). Кунше (Кунту Сангмо, Kun-tu bzang-mo; Шейраб Йюм-чен, Shes-rab yum-chen, «Великая Мать Мудрости»;  Шейраб Чжам-мa, Shes-rab Byams-ma, «Премудрость-и-Любовь»: Тхугже Чжам-ма, Thug-rje byams-ma, «Cострадание-и-Любовь»; в буддистских источниках – Jyamma), божество Святого Совершенства Мудрости. Явление этого божества преодолевает порок ненависти (тиб. Zhe-sdang), и провозглашается мудрость пустоты (тиб. sTong-nyid ye-shes). На шангшунгском языке богиня Чжам-ма именуется Сатриг Эрсанг (Sa-trig Er-sangs), а в бонской «Абхидхарме» с добавленным в конце комментарием «Дранпа Намха Шанг-Шунг» (Dranpa Namkha Zhangzhung) она называется Чулчан Гьялмо (Chu-lcan rgyal-mo, «Царица вод»), потому, что Чулчан Гьялмо ведет свое происхождение от исконных вод, и ее происхождение независимо от патриархального порядка небес. Поскольку ветры кармы дули поперек обширного первобытного океана, перемещая его воды, пузырь, размером с павильон, возник на поверхности и в его центре яйцо синего света. Когда это яйцо спонтанно лопнуло, из него появилась бирюзовая синяя женщина. Творец Сангпо Бумтри (Бумхри) был поражен ее красотой и сиянием и назвал её Чулчан Гьялмо «Царица Вод». После этого они соединились вместе без трения своими головами или касания своими носами и из этого акта соединения были порождены различные виды животных и птиц. И когда они объединились во второй раз, пригибая свои головы друг к другу и касаясь носами друг друга, они породили Девять Братьев и Девять Сестер от кого потом произошли различные расы богов. Как жена Сридпо Гьялмо («Царя Бытия»)она именуется «Maмчог Сридпа Гьялмо (Ma-mchog Srid-pa'i rgyal-mo), «Высшая Мать, Царица Бытия (Существования)», отождествляется буддистами с бодхисаттвой Тарой. Её тело – золотистого цвета, что олицетворяет элемент земли, и усыпано множеством украшений. На голове у неё корона из драгоценных камней. Её волосы собраны и подвязаны золотым ободком. Её одежда состоит из набора разноцветных юбок и зеленого шарфа. В левой руке она держит волшебное зеркало (символ мудрости), поддерживаемое лотосом, а в правой руке держит золотую вазу, наполненную нектаром (напитком долгой жизни).
До своего рождения основатель бон-по Шенраб имел имя Салва (сокр. gSal-ba; полное имя «Чистое дитя бытия», Srid-pa'i khye'u gsal-ba)  и жил вместе со своими братьями Дагпой (Dag-pa «Чистота») и Шепой (Shes-pa«Знание»), на небесах «Сридпа Йесанг» (Srid-pa Ye-sangs).
По совету отца Одкара, братья становятся наставниками человечества на протяжении последующих эпох.
Дагпа обучал людей в прошлом, Салва воплотился в облике Тонпа Шенраба в нынешнее время, а их брат Шепа станет учителем человечества и спасителем в последующую эпоху в образе Тангма Медона (Медрона; ston-pa than-ma me-sgron). Соответсвенно, они имеют почётное имя «Тонпа» («Учитель»; ston-pa, букв. «тот, кто раскрывает [тайны]»).
Первый из братьев имел земное имя Тогйал Йе Кхьен, Тогйал Екхен (gTo rgyal ye khyen) и его покровителями были боги – его отец «Царь Бытия» (Сридпа Гьялмо; sRid pa’i rgyal ye dMu rgyud dKar po), которому противостоит «Черный Ад» (dMyal-ba nag-po), воплощающий Небытие (med-pa),  и Йе-Лха (Елха), владеющий лампадой душ (Ye-lha sems kyi sGron ma Chan) и живущий в «Бирюзовом дворце» в небесной стране «Колесо великого света». В небесной стране «Колесо великого света»хранилась линия небесных учителей бон-по, которая происходит от «богов света» Санпо (Бхадра) и Чхучхам («Царь и Бабушка») – десяти (или девяти) «му» (dMu), «шнуров, нитей», объединенных общим именем «Тхен». Другой вариант ведет линию учителей через бога (дэву) Индру к царю Махасаммате (Манпё Курва), первого царя династии Шакья, к которой принадлежал и Будда Шакьямуни, и вышепомянутый Санпо (Бхадра), потомок Махасамматы в седьмом поколении, как промежуточный представитель династии. По традиции, от имени Шакья происходят вьетнамская фамилия «Тхить», принимаемая всеми буддистскими монахами (Тхить ка Мау ни – «Шакьямуни»).
Тогйал Йе Кхьен (Дагпа) проповедовал учение живым существам, спас от круговорота бытия великое их множество и избавил от физических мук, из состояния страдания привел их в «место покоя». Но на бесчисленное множество живых существ его проповедь не подействовала. Тогйал Йе Кхьен спрашивает Йе-Лха (Елха), владеющий лампадой душ, почему же это так у него получилось.Тот, отвечая ему, говорит, что люди – негодяи, мучимые пятью ядами (гордыня, страх, гнев, зависть, темнота ума), они жгут душу. Но особая трудность обратить человека состоит в том, что этому мешает демон (бдуд). Поэтому спасти их даже Тогйал Йе Кхьенне в состоянии. Йе-Лха советует не отчаиваться и продолжать свою деятельность, так как за это он достигнет совершенного места (grub pa’i gnas). Тогда учитель отправился к своему отцу, богу «Царь бытия», и тот успокаивает его и говорит, что в будущем все будет лучше. Тогйал Йе Кхьен подумал: «Боги, жрецы и бытие (лха, гшен, срид) – эти трое будут находиться в едином учении... боги и бытие устали в круговороте бытия, и они выйдут из мира страданий». Затем Учитель сказал, что когда он выйдет из мира страданий, то после этого в среднюю калпу появится Милосердный Учитель, который всех избавит от страданий и круговорота бытия[ii].

Именно им и был Шенраб, через которого для борьбы со злом было дано бон-по – ритуалы и обряды (dByal), т.е. своеобразный «фэн-шуй», призванные гармонизировать все пять элементов природы.
Когда Шенрабу пришло вреемя сойти на землю,  Бог «Белый Свет» посоветовал ему появиться на земле в наиболее подходящем облике человека: «Не ходи учить к богам... боги предаются наслаждениям, нет у них свободного времени, чтоб услышать учение бон, невозможное это дело. Не ходи учить к асурам, погрязли они в муках побед и поражений, нет у них времени слушать учение бон, невозможное это дело. Не ходи учить в страну животных. Они настолько глупы, что обезумели, покрыты мраком. Они жрут друг друга и поэтому дрожат от страха и убегают. Этими страданиями они охвачены, нет у них времени слушать учение бон... Не ходи к претам... не ходи учить в ад... а иди учить в страну людей, которые шести категорий (классов)... Там распространи учение бон».
Считается, что Тонпа Шенраб Мивоче  как Стонпа (ston-pa, «Мировой Учитель) сошел с небесных сфер в сопровождении учеников Мало и Юло в виде радуги, которая упала на вершину мировой горы. Здесь Шенраб принял облик голубой кукушки. Ранее на эту же гору происходило «схождение» небесных духов (лха) Ясного Света ('od gsal lha), чтобы принять перерождение как человеческие существа и вдохнуть жизнь в физические тела, приготовленные для них.
[i] Кузнецов Б.И. Древний Иран и Тибет : История религии Бон / предисл. Б.М. Нармаева ; послесл. А.Н. Зелинского. – Спб. : Евразия, 1998. – С. 113.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded