goutsoullac

Мой комментарий к записи «Никогда мы не будем братьями» от uborshizzza

Но вместе со «странствием» происходит и «отречение» от того, что осталось позади, отказ от предыдущего опыта, забывание и забвение… На каждом новом этапе своего «странствия», политической истории Россия «отрекалась от старого мира» и «опустошает национальные пантеоны» [Василенко Н.А. “Очарованный странник” против “экономического человека” // Русский узел: Идеи и прогнозы журнала “Москва” / Сост. С.Селиванова. – М.: Москва, 1999. – С.77; заг. – С.76-82]; «… Россия движется вперед странным, трудным путем, не похожим на движение других стран, ее путь – неровный, судорожный, она взбирается вверх – и сейчас же проваливается вниз, кругом стоит грохот и треск, она движется, разрушая» (Е. Замятин, «О моих женах, о ледоколах и о России») [Цит. за: Михайлов О. Гроссмейстер литературы // Замятин Е. Избранное / Сост. и подгот.текста О.Н. Михайлова. – М.: Правда. 1989. – С.28]; «… В России родилась особая привычка к новым эрам в своей жизни, наклонность начинать новую жизнь с восходом солнца, забывая, что вчерашний день потонул под неизбежной тенью. Этот предассудок – все от недостатка исторического мышления, от пренебрежения к исторической закономерности» [Ключевский В.О. Афоризмы и мысли об истории // Тайны истории. М.П. Погодин, Н.И. Костомаров, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский о пользе исторических знаний: Сборник / Сост., вступ.ст. В.М. Соловьева. — М.: Высш.шк., 1994. — С.185]; «… История России отличается от истории других европейских стран: она – не поезд, плавно катящийся к месту назначения, а, скорее, странница, бредущая от перекрестка к перекрестку и всякий раз выбирающая путь заново» [Лотман Ю.М. Карамзин. — СПб. : Искусство-СПб, 1997. — С.635]; «… Много раз за свою историю Русь начиналась со стука топора на еще дымящихся пепелищах … Россия … непрерывно менялась и меняется» (П.Л. Проскурин [Цит.за: Королькова А.В., Ломов А.Г., Тихонов А.Н. Словарь афоризмов русских писателей / Под ред. А.Н. Тихонова; 2-е изд., стереотип. – М.: Русский язык – Медиа, 2005. — С.373]).
Не верно утверждать, что фатальные нарушения преемственности поколений начались при Иване Грозном [Кузнецов В.Г, Нерушева Л.Г. Вселенная Россия : истины и мнимости. – Винница : ЧП Усатюк, 2000. – С. 304]. Именно Иван Грозный продолжил преемственность поколений Московии, суть которой – «отцеубийство»: измена Киеву (1169), измена Василевсу (1243) , измена земли и роду (1339) , измена Константинополю (1439), измена отцам-боярам (Опричнина, 1565), измена двоеперстию (реформы Никона, 1666), измена Московии (XVIII в.; реформы Петра І и проч.), измена Империи в пользу этнонационализма (с конца XIX в. во время царствования Александра III ), измена царю (1917), измена ленинизму (1925), измена сталинизму (1961), измена социализму (1991), измена советской власти (1993), измена демократии (2000), измена матери-церкви (2018)... «… И снова гуляет Россия! Бьется, кричит, стонет. В который уж раз она все начинает сначала, сжигая мосты, связывающие два берега памяти – сегодняшний и вчерашний. Новая жизнь, пульсирующая, конвульсирующая и непонятная, заполняет поры Отечества» [Аджиев М. О москальских вотчинах в России // Родина. – 1993/1994. – №7. – С.24]. И эта «измена» не вызывает больших угрызений совести, а даже наоборот: «… Все великие моменты в жизни русского народа как бы не имеют предвестников, или, по крайней мере, значение и важность этих предвестников далеко не соответствует значению и важности ими предвозвещаемого … Народ отрешается внутренно от того, что подлежит отмене или измененеию, борьба происходит внутри народного сознания, и, когда приходит время …, эта замена совершается с изумительною быстротою, … к совершенному ошеломлению …» [Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М.: Книга, 1991. – С. 190-191]. Даже Максим Горький становится в тупик перед равнодушием, с которым русские люди встретили разрушение Киево-Печерской лавры, выбрасывание мощей Сергия Радонежского, трагедию голода Поволжья [Варченко Н. Как мучительно быть русским …: к вопросу о концепции национального характера в творчестве» М. Горького // Південний архів: Збірник наукових праць. Філологічні науки. – 2009. – Вип. XLV – С.75. – http://www.nbuv.gov.ua/Portal/Soc_Gum/Pafn/2009_XLV/reports/71-80.pdf].

Посмотреть обсуждение, содержащее этот комментарий

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded