goutsoullac

Category:

О ДУХЕ И ДУХЕ СВЯТОМ

"Пневма" (греч. pneuma, лат. spiritus, иврит. ruah, араб. ar-ruh, рус. «дух») - божественное дыхание, влетающее и одухотворяющее телесность.
Согласно стоикам разными уровнями организации пневмы есть душа и ум, где первая – холодная и расслабленная, а вторая – горячая, напряженная и божественная. Именно последнее означает «движущийся воздух», «дуновение», «дыхание» (как носитель жизни).
В своей знаменитой рабте «В начале» А. Азимов пишет: «... Слово "дух" – это перевод еврейского слова "руакх", означающего "дыхание"... Таким образом, выражение "дух божий" означает "дыхание бога". Авторы "Жреческого кодекса" рассматривали бога как нечто абсолютно нематериальное и сравнивали его с самой невещественной субстанцией из всех, что были им знакомы, – с невидимым, неосязаемым воздухом (с научной точки зрения воздух столь же материален, как и вода, почва или металл). Дыхание бога – оно же ветер – носилось над водами; и это все, что – в данном контексте –
осталось от космической битвы между принципами порядка и хаоса» [Азимов А. В начале // http://www.lib.ru/FOUNDATION/wnachale.txt].
Как тело – это жилище души , так и душа – жилище духа. К тому же жизненный дух присущ всем душам, а Святой Дух – только душам праведников как «высший дух» (to meidzon pneuma) (Иустин Философ, Татиан Сириец), «благодать Святого Духа» (gratia Spiritus Sancti) (Геннадий Марсельский), «духовная благодать» (pneumatikon charisma) (Олимпиодор Александрийский).
В следующий за Пятидесятницей понедельник у христиан совершается праздник в честь Святого Духа. Он был установлен Церковью «ради величия Пресвятаго и Животворящего Духа, яко един есть (от) Святыя и Живоначальныя Троицы», в противодействие учению еретиков, отвергавших Божество Святого Духа и единосущность Его с Богом Отцом и Сыном Божиим.
Святой Дух един с Отцом и Сыном во всем, посему Он и совершает с Ними все, будучи самовластным, всесильным и благим. Через Него подается всякая мудрость, жизнь, движение, Он – источник всякой жизни. Он имеет все, что имеют Отец и Сын, «кроме нерождения и рождения», исходя от единого Отца (а у католиков – и от Сына, «филиокве»). Святой Афанасий говорит: «… Дух Святый от Отца не создан, не сотворен, не рожден, но исходит». Но в чем состоит исхождение Святого Духа от Отца для нас непостижимо, как непостижимо и рождение Сына. Поэтому Церковь никогда не решалась подвергать эту тайну Божества человеческому рассуждению, но всегда исповедовала ее, согласно с учением Спасителя Иисуса Христа (Ин.15,26). Господь открывает человеку только то, что необходимо для его спасения, и многие тайны остаются для нас за непроницаемой завесой.
Обогащая человека духовными дарами и растя в нем плоды духовные, Дух Святой украшает человека и многообразными добродетелями, делает его, по слову Писания, «древом добрым, творящим и плоды добрые» (Мф.7,17). Жизнь по Духу Святому ясно обнаруживается в плодах Духа, к которым относятся, по словам апостола Павла, «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Галат.5,22-23).
Существует определенная молитва Святому Духу: «Царю Небесный, Утешитель Дух истины, везде находящийся и все наполняющий, источник всякаго блага и Податель жизни, приди и поселись в нас, и очисти нас от всякого греха и спаси, Благий, души наш».
Также инспиророванным Святым Духом может быть «гений», который также становится «местом встречи между Богом и человеком».
Или – в телесной душе (somatike psyche) (понимаемой как просто «тело») обитает плотский дух (to sarkikon pneuma), подчиненный дух (to hypokeimenon), а в разумной душе (psyche logike) – владычествующий дух (to hygemonikon pneuma). Животный дух получается в момент зачатия, а высший дух дается с неба при посредничестве ангелов (Климент Александрийский) и только этот высший Дух (Spiritus Dei, Spiritus Patris) «спасает и образует» (Ириней Лионский) [Фокин А.Р. Соотношение души и духа в греческой и латинской патристике // Человек. — 2009. — №3. — С.85]. Григорий Нисский отмечал, что «ведущее начало [человека] (to hygemonikon) в Священном Писании называется тремя [именами]: умом, духом, или сердцем» [Цит. за: Фокин А.Р. Соотношение души и духа в греческой и латинской патристике // Человек. — 2009. — №3. — С.90].
«… Слово Божие не делит человека на две части: душа и тело. Оно говорит о человеке, как о существе троичном дух, душа и тело. В 1 Фес. 5-23 читаем: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух, и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа". Этот стих определённо говорит о разделении человека на три части. Апостол Павел говорит здесь о полном освящении верующего: "да освятит нас во всей полноте". Каким же образом по мнению апостола происходит это освящение? Посредством сохранения в целости духа, души и тела… Троица в человеке – дух, душа и тело можно сравнить также с электрической лампочкой. Внутри лампочки, которая, скажем, представляет всего человека в целом, есть электрический ток, свет и проволока. Дух – это ток, душа – свет, а тело – проволока. Ток является причиной света, в то время как свет является следствием тока. Проволока – это материальное вещество, которое ведет ток, и также проявляем свет. Соединение духа и тела производит душу, которой нет ни у кого, кроме человека. Подобно тому, как электричество, пройдя по проволоке, производит свет, так дух влияет на душу, а она в свой черёд проявляет себя через тело» [Вочман Ни. Дух, душа и тело // http://luk-konstantin.livejournal.com/184783.html].
В своей известной работе «О духе, душе и теле» архиепископ (Лука Войно-Ясенецкий, 1877-1961) доказывал, что дух может вести Жизнь, раздельную от души и тела, ссылаясь на передачу наследственных свойств от родителей к детям, поскольку наследуются лишь основные «духовные» черты характера родителей, а не их чувственные восприятия и душевные воспоминания. Он разделял взгляд на то, что животные тоже имеют душу, но подчеркивал, что у человека душа гораздо совершеннее, она обладает высшими дарами Святого Духа – разумением и познанием, творческим вдохновением, мудростью и др. Самым значительным проявлением духовности в человеке … является совесть …, как бы ее ни называть – «категорическим императивом» (И. Кант) или голосом Божиим» [Питирим (Нечаев), митр. Тело, душа и совесть (Учение о человеке в христианской традиции и современность) // https://mesoeurasia.blogspot.com/2019/01/blog-post_379.html].
В 359-360 гг. святитель Афанасий Александрийский, отвечая своему другу Серапиону Тмуитскому, имевшему трудности с теми, кто представлял Святой Дух тварью, был вынужден тщательно разработать ясное учение о божественности Духа. Он стремился показать, что Святой Дух, будучи Божеством во всей полноте единосущным Отцу и Сыну, обоживает человека. Он пишет: «Отец творит все Словом в Духе Святом. Так соблюдается единство Святой Троицы». Бытие Духа реально и существенно, Он имеет отношение единства и идентичности с другими Ипостасями, но личностно различается с Отцом и Сыном. Свт. Афанасий приводит именования Духа: «Дух святыни и обновления»; «Дух животворящий»; «Дух есть помазание и печать»; «Дух есть образ Сына»; «ради Духа мы все именуемся причастниками Божиими», однако Сам Он не есть причастник; «Дух непреложен и неизменяем»; «Дух наполняет вселенную»; «Дух един». Свт. Амвросий Медиоланский в 381 г. написал «О Святом Духе» в трех книгах, где показывает участие Св. Духа в творении, промысле и искуплении, показывает одноприродность и единую субстанцию Его с Отцом и Сыном. Еще в книгах «Против Евномия» св. Василий Великий решительно защищал божество Св. Духа и единство Его природы с Отцом и Сыном и вместо традиционного в то время славословия «Слава Отцу, через Сына, в Духе Святом» впервые в богослужебной практике ввел новое славословие: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», тем самым подчеркивая и раскрывая равенство трех Ипостасей Пресвятой Троицы. «Книга о Святом Духе, ко святому Амфилохию, епископу Иконийскому» (374-375 гг.) является вторым большим богословским произведением св. Василия. В ней он объясняет, что соединение имени Св. Духа с Отцом и Сыном в таинстве крещения, где господствует животворящая сила, возводящая наше естество из состояния погибели в бессмертие, устанавливает такое единство, которое не может мыслиться случайным, то существующим, то прекращающимся, но необходимо предполагает единосущие соединенных Лиц. Это же безусловно нераздельное единство Отца и сына и Святого Духа очевидно из единства их действия в творении, где Отец – Причина преначинательная, Сын – Причина зиждительная и Дух Святой – Причина совершительная. Одно Начало [сущих], созидающее через Сына и совершающее в Духе. Они едины в домостроительстве спасения человека, в раздаянии духовных дарований и в будущем суде. Но самым важнейшим доказательством, что Дух соединен с Отцом и Сыном, служит сказанное, что Он имеет такое же отношение к Богу, какое и к каждому имеет дух, находящийся в нем. Личным свойством Духа Святого он называет исхождение, в другом – святыню. Под «святыней» разумеется не состояние, а некоторая реальность, совпадающая с самой сущностью Духа. Вследствие этого для Духа Святого невозможно падение. Напротив, ангелы, как существа сложные, состоят из собственной сущности и святыни, подаваемой им Духом Святым. Поэтому они и могут отпадать от святости [Мищенко М. Пневматология Василия Великого // http://makekaresus.livejournal.com/96572.html].


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded