goutsoullac

Манихейство на Руси в IX веке

Олег Гуцуляк: Манихейство на Руси в IX веке

Участвуя в торговле через Великий Шёлковый путь[i], согдийские купцы распространяли манихейство, несторианство и буддизм.

Так, согдийцы заказывали возведение буддийских пещерных часовен и статуй; в них часто включались сасанидские и среднеазиатские мотивы, отражавшие личность их спонсоров. Согдийцы обратили в буддизм белых гуннов-эфталитов (их царь Михиракула одно время был ярым врагом буддизма) и тибетцев-бхотов долины реки Брахмапутры (Цанг, Цангпо), что к северу от Ассама и Бенгалии.

В более поздние времена согдийцы стали распространителями манихейства (единственная религия, священные тексты которой одобрительно относились к торговле и позволяли получать проценты по ссудам!). Например, появление в Китае манихейского проповедника Михр-Ормузда относится ко времени правления императрицы У Цзэтянь (684-704 гг.), а в 731 г. манихейские священнослужители были вызваны ко двору и принесли с собой текст свод манихейского вероучения, ныне известного как «Краткое изложение вероучения Мани, Будды света» («Мони гуанфо цзяофа илюэ»). Когда конница уйгуров-манихеев оказала помощь в освобожении Лояна от мятежников в 762 г., их встречал согдийский манихейский священнослужитель. В 768 г. было позволено построить в китайской столице манихейский монастырь, и император пожаловал ему наименование «Даюнь гуанмин» («Великий облачный свет»), в период династи Сун манихейство терпимо как  Минцзяо – «Учение света», а в период монгольского завоевания, например,  в провинции Цюань на холме Хуабяо было возведено святилище, посвященное Мани как «Будде света» с девизом – «Чистота, свет, сила, мудрость и Мани, Будда света»). В даосский канон в XI в. оказалась включена «Сутра о двух началах и трех периодах» («Эрцзунь саньцзи цзин»), в одном случае атрибутируемая как перевод центральноазиатской версии «Шапуракана», а в начале ХХ-го века оно перешло к буддистам, наивно полагавшим, что посвящение «Мони» означает «Муни», т.е. Будда Шакьямуни[ii].

По нашему мнению, многие согдианские слова в славянском связаны именно с распространнением манихейства («богумильства»): «Бог» (согд. βγy, vaγi «владыка; божественный»), «богатый» (согд. βγt, βxt; ср.-перс. baxt «судьба, удача, счастье» < др.-иран. *baxta- «судьба, удел, счастье»; ср. с др.-инд. bhag- «делить; удел»), «Борис» (согд. βrz; ср.-перс. varaz «великий; длинный»), «Сибирь / Савир» (согд. ’sβ’r(y), парф. asβar, ср.-перс. asvar-«всадник» < др.-перс. asabara, откуда и пехл. aswaran, араб. asawirah), «Кый» (согд. k’y / k’w; ср.-перс. kavi; пехл. khavad «царь»), «парень / парни» (согд. prn «благодать, харизма, успех, слава», самоназвание парфян апарны / парны букв. «славные, славяне»), Перун Бог (согд. prn’m βγy «во славу Божью»), «Бога ради» (др.-перс. bagahya radiy), «гривна» (пехл. grīwbān «защита для шеи», известно по «Пехлевийскому комментарию к «Вендидаду» (14, 9); арм. grivpan – «часть панциря, которая защищает шею»), «деревня» (согд. drw’n «крепость»), укр. «дах» (согд. dah «село, поселение»), «мудрый» (ст.-согд. myδr «Митра»), имя животного «Сивка» (š’w «черный, темный»), «кныдли, кнедлыки» (согд. христ. qndylyt «свечи»), «мед(-в-яный)» (в значении опьяняющего напитка) (согд. mδw < пра-иран. * madu «вино»), Сопот, укр. «сапа(-ти)» (согд. sptʾ «копыто»), «гайдук» (согд. xδwk, перс. xaδūk «гнев, ярость») и др.

Удивительный также факт, что, согласно арабским источникам (аль-Масуди, «Золотые копи и россыпи самоцветов», 34 глава, ок. 947 г.), царь одного из могущественных славянских государственных образований, называемых «Валинана (w.linana)» (занимала ареал Луко-Райковецкой археологической культуры, VIII-IX вв.), имел титул «маджак» (madzhak, magak; у Ибрагима ибн Якуба названия звучат несколько иначе, чем у ал-Мас‘уди, – влинбиб (wlinb’b) и Маха (Maha))[iii]. Этот титул царя Я. Чекановский сопоставляет с засвидетельствованным титулом главы манихейской церкви уйгуров «моджак»[iv] и предположил, что славяне-анты находились под влиянием алан-манихеев.

Также вариант написания титула «маджак» как magak может прямо связать славян-манихеев с упоминаемыми в арабскими источниками «маджусами» («ал-маджус ар-рус»), которые осуществили 2 октября 844 г. морское нападенияе на Севилью[v], тогда принадлежавшую арабам. Они берут город штурмом, родские стены разрушают, убивают и захватывают в рабство множество жителей. Но 1 ноября 844 г. в холе боя у Таблады мусульмане наносят поражение маджусам: убито тысяча и четыреста взято в плен, тридцать кораблей сожжено. Правда, вероятно, некоторая часть из них спаслась: на острове Рюген (Руян) найден единственный в своём роде клад из двух тысяч монет до 842 года, в том числе с множеством испанских дирхемов. Интересно, что разгромил маджусов-русов вали Сарагоссы, Уэски и Толедо Муса ІІ ибн Муса – глава рода Бану Каси, родоначальником которого был вестготский граф Кассий, перешедший в ислам (муваллад «отпрыск»). Согласно «Бертинским анналам» в то время флот данов воевал против франков, но затем от них откололась какая-то группа, которая пошла воевать в Испанию и их арабы идентифицировали, как «аль-маджус ар-рус». 

Лишь Ибн-аль-Идари (971 г.) и Ибн-Хаййян (1070-е гг.) по устным предания впервые отождествили «ал-маджус» (ему не был известен список с упоминанием «ар-рус») с «ал-урдманийя», имея ввиду не норманов вообще, а конкретных нормандцев, знаменитых в то время завоеванием Англии, поэтому более поздние авторы даже называли данных «ал-маджус» как «ифранджи», «ифранкийя» или «инклиш», то есть «французами» и «англичанами»... 

В июне 860 г. происходит знаменитый поход русов на 200 кораблях на Константинополь. Византийцы смутно представляли, кто напал на них. Фотий уже в дни осады называл русов «народом с севера», «народом от краев земли».  Также он в 1-й гомилии назвал напавших врагов "скифами", что указывает на родину русов в Восточной Европе. Согласно "Повести временных лет" поход русов (под 866 г.) произвели именно киевские князья Аскольд и Дир.

Ал-Бакри (XI в.) в своем очерке о народах Восточной Европы пишет: «… возле Великих Болгар обитают ар-Рус. Они составляются из множества пород, они жители островов и моряки, они могущественны на море и на нем много странствуют, обитая у Понтского моря, как я уже сказал. Они исповедуют веру ал-Маджуса…». «… Именно эту территорию северных маджусов–огнепоклонников обозначил в своем труде «Нузхат ал-муштак» арабский географ XII века ал-Идриси. Он описывает землю маджусов (ард ал-маджус) в 4-й секции VII климата, в одном разделе с описанием стран Восточной Прибалтики и части Руси. Это описание земли маджусов помещено вслед за описанием Эстланда. Исходя из этого территорию маджусов следует искать к югу от эстонских населенных пунктов, что как раз и соответствует территории распространения прусско–литовских племен, придерживавшихся огнепоклонного культа. Вместе с тем, наряду с приморской частью территории маджусов, ал-Идриси говорит и о второй части – удаленной от моря, где находится город Каби. При этом он называет р. Тису (Тисийа), в качестве естественной границы между Венгрией, Польшей и землей маджусов. Исходя из этого исследователи отождествляют эту территорию с районами Древней Руси, сопредельным с Польшей. В таком случае город Каби может быть отождествлен с Киевом» [vi]. 

Низами Гянджеми в своем «Искандер-наме» (1194-1202 гг.) обыграл выражение «аль-маджус ар-рус»: «Краснолицые русы сверкали. Они так сверкали, как магов сверкают огни» (в переводе К. Липскерова). 

Но действительно ли все это означает, что русы исповедовали веру магов (культ огня), или, все же, манихейство?

Ссылки.

[i] Shahi D.K. A Spatial And Temporal Analysis Of Buddhist Shrines Along The Silk Route // International Journal of Social Science and Economic Research. – 2019. – Vol. 4, Issue 4. – P. 2708-2716.

[ii] Алексанян А.Г. «Учение света» в Китае : аспекты изучения этапов инкультурации // Труды «Русской Антропологической школы». –  М. : РГГУ, 2009. – Вып. 6. – С. 444-458.

[iii] Жих М. И. Образ славянского правителя Маджка и возглавляемого им «рода» в.линана в соч. а-Масуди «Золотые копи и россыпи самоцветов» // Вестн. Удмурт. ун-та. Сер. 5: История и филология. – Ижевск, 2011. – Вып. 1. – С. 63-67; Кибинь А. С. Маджак, древний герой раннеславянской истории // Древняя Русь : Во времени, в личностях, в идеях. — СПб. ; Казань, 2017. – Вып. 7. – С. 44-58.

[iv] Grousset R. L’empire des steppes :  Attila, Gengis-Khan, Tamerlan.  – Paris : Payot, 1939. – P.173.

[v] Бандрівський М.С. Релігійний аспект присутності норманів на заході Українського Лісостепу (про час та умови появи маніхейської єресі) // Історія релігій в Україні : науковий щорічник. – 2018. – Вип.28, ч. І. – С. 42-53. – https://mesoeurasia.blogspot.com/2021/01/blog-post_0.html

[vi] Леонов А. Костры «магов» : истоки огнепоклонного культа древней Руси // http://www.megamatrix.ru/ignis/ignis.htm


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded