Helgi Avatara (goutsoullac) wrote,
Helgi Avatara
goutsoullac

Categories:

Тойнби и Украина

Логика вещей диктует, что нация, выполнившая свою определенную своеобравзную функцию, либо гибнет, либо трансформируется в иную нацию, теряя лидирующие позиции в выполнении своей функции, но одновременно вступая в борьбу с другими нациями за "право" исполнять какую-то новую функцию, и в этой борьбе гибнет слабый.

Если следовать утверждениям А. Тойнби, у нас господствует ныне ситуация: если украиноязычные граждане бывшего УССР все же добились независимой от Москвы державы со столицей в Киеве, то теперь проблемма состоит в том, какой "внутренний пролетариат" новой Украины — русскоязычный или украиноязычный — создатут т.н. "церковь" "религии высшего порядка". Содействуют этому также "места исторической славы", которые сакрализируются, превращаются в "теменосы", где человек "входит в ландшафт как субъект". Для украинцев — это Софийский Собор, Золотые Ворота, Аскольдова могила, Хортица, Великий Луг, Круты, Броды, Карпаты, для русских — Севастополь, места славы русского оружия, Донбасс и тот же Софийский Собор... К тому же следует помнить еще предостережения Вацлава Липинского, что если начать играть на чувствах, на эмоциях, то на Украине победит всегда Союз русского народа", а не "Спилка украинского народа"...

Эта "церковь", по А. Тойнби, являет собой аналог "куколки", из которой предыдущая цивилизация возрождается в последующей. Что-то аналогичное тому, как после сорокалетнего Исхода евреев из Египта (Пасха) и жизни в пустыне Синая евреи получили Закон (Симхат Тора) от консорции "Медный Змей", победившего консорцию "Золотого Тельца" (по убеждению некоторых ученых, объединявших не иудейские, а именно другие семитические этносы, вышедшие вместе с евреями из Египта). То есть существует историософская проблема — какая цивилизация "возродится" — "Россия-Тартария" (с её архетипом "Странствующего царства") или "Украина-Сарматия" (с архетипом "Заветного царства").

Идеологов "рашизма" (включительно с Александром Генисом) воодушевляет также аналогия с империей Александра Македонского, которая, хотя и распалась, но родила "эллинистическую цивилизацию" от Памира и Инда до Сахары и Атлантики: "... Эллинами, — цитирует П. Струве Исократа, — называются скорее те, кто принимает участие в нашей культуре, нежели те, кто имеет с нами общее происхождение" [Вехи. Из глубины. - М., 1991. - С. 475]. На Конгрессе Русских Общин в Москве (2001 г.) президент России В. Путин использовал понятие "соотечественники" (кстати, в России есть "отцы-пустынники", в США — "отцы-пилигримы" и "отцы-основатели", а какое "отечество" в Украины?).

Если русскоязычная макрогруппа (община) строит свою теорию на "религии высшего порядка" — русском языке (культуре и "попсе"), и благодаря этому уже превратилась в "твёрдый клановый кристалл" (перешли из количества в качество, "из демографии в духографию", по выражению симферопольского культуролога М. Новиковой), тогда как перед украинской макрогруппой, которая ещё не "отвёрдла" в "этнический кристалл", а пребывает в состоянии "распорошенности", "внутренней диаспоры" в собственной стране, проблема более чем насущная, и надеятся на умных потомков, постепенно возрождая собственный язык и культуру (как это делают ирландцы, бретонцы и валлийцы) или внося образы и идеалы в реальность посредством литературы и искусства, времени нет.

Быть носителем украинской "религии высшего порядка" суждено только нынешнему, "разочарованному" (desenchantee) поколению, унаследовавшему эстафету от "(за-)битого" поколения 60-80-х гг. ХХ в. (В. Стус, М. Литвин, А. Горская, О. Тихий, В. Марченко, В. Ивасюк, Вяч. Черновил, Т. Мельничук, М. Руденко, О. Бердник, Ю. Лупынис, В. Мороз, Г. Севрук, И. Дзюба, О. Залываха, Е. Сверстюк, М. Яновский и др.).

До сих пор популярность в среде украинцев поэзии (с выполнением коммуникационной и эстетической функций, а также притензией на реализацию "триединства свободы" — свободы творчества, свободы личности и свободы народу) означает отсутствие этой "религии высшего порядка", что она лишь её сурогат, или, если хотите, низшая, "матриархальная" форма религии ("поэзия была материнским языком человеческого рода", — писал Г. Гердер). Т.е. этнос остался в плену инфантилизма (а попытка И. Драча принять "Закон об украинской поэзии" есть атакой с мотыгой на колонизаторские мортиры)?

Правда, стоит вспомнить слова И. Бродского: «… Не читая стихов, общество опускается до такого уровня развития речи, при котором оно становится легкой добычей демагога или тирана». Возможно, благодаря этому в украинцев на протяжении 500 лет порабощения сохранялся имунитет против Империи.
Tags: Украина
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments