Helgi Avatara (goutsoullac) wrote,
Helgi Avatara
goutsoullac

Шевченко как шаман

ВИрина Хинкель архаических традициях рассказывается, как во время инициации новый шаман-герой узнает, что в действительности инициирующий его шаман есть его отчимом и убийцей настоящего отца (который является герою в видении в личине существа, которое затем становится тотемом героя). Как следствие — герой наказывает негодяя и весь его род, иногда даже принадлежащую к нему собственную семью — жену, детей, мать (т.н. «комплекс Ореста»).

Без сомнения, для Т. Шевченка таким «инициирующим шаманом-отчимом» является Россия и её академическая культура. И поэт реализует данный архетип не в обыкновенной «русофобии», а с помощью поэзии методом «Активного Воображения» [Джонсон Р. Сновидения и фантазии/ — М., К., 1996/ — C. 167, 187].

Т.е. у «нового шамана» следующая возможность — найти порабощенную старым шаманом (у славян — Кощеем или Змеем) девушку-царевну (Украину в облике Малоросии), жениться на ней и с её помощью «вынести с потустороннего мира» определенные культурные достижения или артефакты. Т.е. герой из «трикстера» становится «культуртрегером».

Шевченко окунул весь народ в стихию Активного Воображжения, стал его шаманом-"терапевтом"-"кобзарем" , вынося из "сокровенной пещеры" культурные ценности, открывая этносу возможность "свободного полёта" не в политике (как это предлагал грек Алкивиад, ученик Перикла и Сократа), а в едином, не знающем временных и территориальных ограничений "четвертом измерении" — культуре.

Иными словами, если идти за словами Ф. Гарсиа Лорки, Великий Национальный Поэт одухотворил нацию в буквальном понимании — подарил ей душу [Лорка Ф.Г. О воображении и вдохновении // Называть вещи своими именами. — М.: Прогресс, 1986. — С.256].
Tags: Украина, Шевченко
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments