Helgi Avatara (goutsoullac) wrote,
Helgi Avatara
goutsoullac

Categories:

Межрелигиозные войны: внутрикитайский аспект

Если рассматривать историю современного Китая в традиционном для самого Китая аспекте, окажется, что и ХХ век также был наполнен религиозными войнами. Но если раньше религия была прикрытием социального противостояния, то сейчас собственно идеология социального противостояния (классов, Периферии-Центра и пр.) является прикрытием противостояния религиозно-метафизического.

Например, в XIХ веке это была война сторонников необуддистских сект "Белого Лотоса" и "Чистой земли" («Цзинту») против устоявшейся системывластвующего равновесия религий («цзяо») традиционного буддизма — конфуцианства — даосизма.

Тайпины во главе с Хун Сюцюаньем стремились ниспровергнуть учение Конфуция (551-479 гг. до н.э.), противопоставив ему сформированное после знакомства с христианством учение о Верховном Владыке («Шандицзяо») и о том, что не императоры, а все люди являются «сыновьями неба», т.е. равны. Целью же должно быть «осуществление великого пути (Дао)» как всеобщего согласия («общее владение всей Поднебесной», «народы должны владеть и управлять тем, что они имеют, и не посягать на собственность других»). Учение поддержала мощная мафиозная организация «Триада» («Саньхэ»; от родовых фамилий основателей Чжу, Хун и Вань) в лице её военного руководителя Вань Дахуна (он же Цзяо Да, Хун Дацюань). Собственно от самоназвания общества («Тайпинчжуан») и произошло название движения тайпинов и их государства — «Тайпин Тяньго» («Небесное государство великого благоденствия»).

Позже христианские принципы тайпинов взял на щит один из присоединившихся в 1927 г. к Чан Кайши т.н. «генералов-милитаристов» Фэн Юйсян, армия которого так и называлась – Христианской. В частях армии проходили богослужения, исполнялись церковные гимны. Жена Фэня была секретарем Пекинского союза молодых христиан. Да и сам президент КНР и лидер Гоминьдана Сунь Ятсен (Накаяма) был похоронен по христианскому обряду.

Китайские христиане-тайпины в первую очередь резко выступили против утилитарного понимания конфуцианцами этики и игнорирование чувсвенно-иррациональной составляющей. Ведь последние любили ссылаться на следующие высказывания Конфуция. Когда ученик последнего Цзы Гунн сказал, что «То, чего я не хочу, чтобы сделали мне, я не хочу делать другим», Конфуций заметил: «Этого добиться невозможно». Но при этом на вопрос, есть ли одно такое слово, руководствуясь которым можно было прожить всю жизнь, ответил: «Да, есть. Это снисходительность». Или, например: «Платить добром за зло — нелепость. Чем тогда платить за добро?» — говорил Конфуций.

Критикуя христианские и буддистские народные еретические секты (где часто спасители рассматривались как посланцы Праматери Мира — Ушэнлаому), конфуцианец Хуан Юйпянь в своих книгах, опубликованных в 1834-1841 гг, неприменно настаивал, что «… Никто еще не видел человека, который, умерев в страданиях, достиг (бы) царства радости после смерти. В это невозможно поверить». Он приводил детальное описание конфуцианского Неба с подробным перечнем астрономических обоснований и заключал, что на этом Небе никак не могут обитать какие-либо персонажи «еретических верований». Также им отрицалось наступления «Нового Неба и Новой Земли» или «новой кальпы» Майтрейи, поскольку порядок чередования временных периодов был установлен Фуси и Хуан-ди и потому никогда не может изменен — «Небо не меняется, дао также не меняется», как сформулировал основоположник ханьского конфуцианства Дун Чжуншу (179-104 гг. до н.э.).

Также для носителя традиционного китайского морального мировосприятия, даже весьма благосклонногого к новшествам, встретившегося с «Песней песен» Библии, последняя представала немыслимой фривольностью, превосходящей саму китайскую поэзию, следующую строгости семейных отношений («у лунь») и такое сочетание, как сестра и жена в глазах китайца просто мерзко и никоим образом не поэтично и не религиозно.

Затем ХХ в. вновь взорвал достигнутое к концу ХІХ в. межрелигиозное равновесие в китайском традиционном обществе.

Tags: Китай, религия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments