Helgi Avatara (goutsoullac) wrote,
Helgi Avatara
goutsoullac

Типологическое

Кстати, V династия Древнего Египта (ок. 2494 — 2345 до н. э.) почти умалила традицию строения прирамид и ввела возведение обелисков.



То, что V династия по легенде происходит от семейства жреца бога Ра, во многом объясняет ее религиозную политику, направленную на возвышение культа именно этого бога. Центром почитания Ра и связанных с ним божеств (так называемой Эннеады – «Девятки») стал город Гелиополь (гр. «город солнца»; егип. Иуну, др.-евр. Он) на юго-востоке Дельты; его храмы получали при V династии особенно богатые пожалования всевозможных угодий. Цари V династии продолжали возводить пирамиды, хотя они и не идут ни в какое сравнение с великими пирамидами Гизы. Помимо этого, почти все цари сооружали особое святилище солнца.
Владычество знати всё более утверждалось. Постепенно V династия была принуждена отказаться от того, чтобы в руках царствующего дома сосредоточивались важнейшие государственные должности. При ней должность главного судьи и верховного сановника перестала быть достоянием царевичей, и ею стали владеть другие представители знати, возможно даже представители одного и того же знатного, но не царского рода.
Время V династии было золотым веком для столичных вельмож; сила царской власти, необходимая для знати, сочеталась с возросшим значением и благоденствием знатных семей.
Государство V династии с большой воинственностью поддерживало свои притязания на Синайском полуострове. От последнего царя династии — Униса — сохранилось изображение ожесточённой схватки египтян с азиатами. Второй представитель династии, Сахура, изобразил в своём поминальном храме не только прибытие судов с многочисленными пленными азиатами, но и пленённых ливийцев, а также захваченные у них стада. При том же царе мы впервые слышим о доставке из Южного Красноморья (так называемой страны Пунт) больших количеств благовонной смолы, золота и других ценностей. Путешествие на далёкий юг предпринималось и при предпоследнем царе этой династии — Джедкара.
Именно в правление последнего фараона Униса датируется появление «Текстов пирамид».
В последние годы царствования Униса в Египте усилилось влияние правителей номов. Видимо, именно они и положили конец его правлению. Из всех пирамид царей V династии его — самая маленькая. До него не считали нужным увековечивать внутри пирамиды заупокойные заклинания; вероятно, прежние цари, в отличие от Униса, ещё вполне полагались на устное провозглашение этих заклинаний жрецами в будущие годы. Унис же впервые повелел высечь внутри пирамиды весь свод заклинаний, призванных обезопасить и облагоденствовать царя на том свете.
Как у Манефона, так и в Туринском папирусе Унис замыкает собой ряд монархов V династии. Но Туринский список даёт, несмотря на разрушение, в котором он находится, ещё важнейшее указание. В нём Унас замыкает не только V династию, но как бы замыкает весь ряд царей начиная от Менеса, и отделён от последующих фараонов красной краской. Критерием для таких подразделений в Туринском списке неизменно было изменение места происхождения фараонов. Однако, ряд факторов говорит о непрерывной линии между V и VI династиями: Кагемни, визирь преемника Униса Тети начал свою карьеру при Джедкара и Унисе. Жена Тети Ипут, как предполагается, была дочерью Униса. На воротах из розового гранита в заупокойном храме Униса имеется надпись имени Тети, указывающая, что часть храма была закончена уже после смерти Униса его приемником. Из всего выше сказанного создаётся впечатление, что никакого сознательного разрыва между этими двумя династиями не было, и, возможно, это было больше официальным, чем фактическим актом.
Унис, как кажется, умер не оставив наследников, после чего последовал краткий период политической нестабильности, возможно, разрушивший страну. Тети, когда он пришёл к власти, как полагают, удалось завершить эту неустойчивость, что, возможно, отразилось в его хоровом имени — «Хор, умиротворивший Обе земли (то есть Нижний и Верхний Египет)». Это его хорово имя часто интерпретируется как признак, что Тети принёс мир в страну, которая, в конце V династии, возможно, была разделена. С другой стороны, «умиротворение Двух Земель» было одной из многих традиционных обязанностей фараона, таким образом этот титул, возможно, носил просто символическое значение. Манефон рассматривал Тети как основателя новой династии. Туринский царский папирус видел в нём не только основателя новой династии, но и начинает с него, как бы, новый цикл жизни Египта; по неизвестным причинам имя Тети отделёно от предыдущих царей красной краской.
Пиопи I (Пепи I) — фараон Древнего Египта, правивший приблизительно в 2335 — 2285 годах до н. э., из VI династии. Сын Тети и царицы Ипут, которая по мнению некоторых исследователей была дочерью Униса, последнего фараона предыдущей династии.
Видимо, Пиопи I взошёл на престол очень рано после насильственной смерти своего отца Тети и какое-то время правил под регентством своей матери. Возможно, что между ним и его отцом короткое время царствовал фараон Усеркара, упоминаемый Абидосским списком царей. Может быть, этот Усеркара был вождём заговорщиков, убивших его отца. Вероятно, в борьбе с узурпатором Усеркара Пиопи I и его матери пришлось искать поддержку у провинциальной знати и даже пойти им на уступки, передав часть своих властных полномочий областеначальникам. Надписи его царствования наглядно отражают растущую независимость и благосостояние областных вельмож, прежде всего, номархов, которые в это время образовывают крупные родовые группы, по своему богатству и престижу конкурировавшие даже с царским домом.
Tags: история
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments